Андрей Попов (popov_photo) wrote,
Андрей Попов
popov_photo

Categories:

Немного про нюансы обучения фотографии на начальном этапе

      После полутора лет преподавания на фотокурсах клуба "ДВОР" при Дворце Культуры г.Жуковского решил немного поделиться накопленным опытом и подходами к преподаванию.
      Для начала хочу рассказать об основном контингенте слушателей курсов. Как правило, приходят на фотокурсы слушатели, относящиеся к одной из трех категорий:
- те, кто снимал на цифромыльницу, решил перейти на цифровую зеркалку и хочет освоится с этим "зверем". Некоторые приходят даже без камер;
- те, кто уже давно снимают на цифровую зеркалку, но техническое и художественное качество снимков и понимание процесса не устраивают;
- те, кто уже давно снимают на цифровую зеркалку и получают очень и очень достойные результаты, но желает улучшить знание техники съемки;

При этом слушатели ставят себе различные цели, кто-то научиться снимать красиво вначале бытовые сюжеты, а потом серьезно заняться одним или несколькими видами фотографии. Кто-то просто хочет качественно снимать для семейного альбома в поездках, дома, на прогулках и т.п.

      Получается, что для всех слушателей актуально изучение технической составляющей фотосъемки. Изучение же художественного аспекта фотографии интересно не всем, а примерно двум третям слушателей;

      Собственно, курс "Основы современной фотографии" после периода адаптации в течение 2011-2012 учебного года теперь заточен именно под эти категории слушателей и поровну включает технические аспекты и художественную составляющую.

      На изучении техники съемки я в этой статье останавливаться не буду, в будущем выберу время для более подробного описания.

      Самым важным и сложным в обучении фотографии как раз и является обучение именно художественным аспектам: как снимать красиво или как снимать интересно. Собственно, на этом вопросе я и хотел бы остановиться подробнее. Поскольку группы подбираются как по уровню, так и по целям разношерстные, то единственный способ это индивидуальный подход к каждому слушателю. Не знаю насчет художественного вкуса, а видение должно быть и есть у каждого свое. Итак, задача обучения художественным аспектам фотографии на наших курсах состоит в раскрытии и развитии видения слушателей. На текущем этапе я применяю следующие концепты и технологии:
- запрещаю снимать то, что сильно трогает слушателей: кошечек, детей, цветочки и тому подобное. Когда нет насмотренности сюжетами и рефлекса по выстраиванию композиции, сильные эмоции, отвлекающие внимание, только мешают;
- съемка на фиксы, по возможности на ручные. Нет напряга - нет прогресса. Необходимость длительной настройки дает время погрузиться в сюжет и больше времени посвятить компоновке кадра. У одной моей ученицы был фотоаппарат без автоматического режима и автофокусных объективов вообще, так она от безысходности за три занятия освоила съемку в полностью ручных режимах!
- регулярный разбор фотографий для обратной связи. К сожалению, на этом этапе наиболее сильно проявляется влияние моего вкуса и видения. Но попытка слушателя при взгляде на фотографию вспомнить, что же он снимал, дает сильный толчок к развитию;
- поиск и съемка сюжетов в самых обычных местах. Шедевры, конечно, получить удается редко. Но такие некомфортные условия заставляют думать и искать сюжеты, ракурсы. Снять красиво в красивом месте несложно, а вот увидеть красоту в обыденном или, если хотите, увидеть необычное в обыденном - задача непростая.

      И еще один момент, кто-то из наших известных фотографов, к сожалению не помню кто именно, в своих группах требует от учеников снимать только на пленку для того, чтобы добиться вдумчивой съемки и для развития умения погружаться в кадр. Я бы несколько модернизировал этот подход под современные реалии:
      - для изучения и отработки техники съемки - цифра ввиду возможности сразу увидеть и оценить результат;
      - для развития видения и умения смотреть на мир сквозь видеоискатель - пленка. Когда у тебя в распоряжении только 12, 24 или 36 кадров совсем по-другому смотришь в видоискатель и по-другому относишься к нажатию на спуск.

В качестве наиболее впечатляющих результатов выбранного подхода хочу привести ссылки на работы двух моих учениц:
Митиной Светланы, которая пришла на фотокурсы в ноябре 2011 года сразу после покупки цифровой зеркалки;
Протасовой Елены, которая пришла на фотокурсы в ноября 2011 года через год съемки на цифровую зеркалку в зеленом режиме;
Tags: мои работы, статьи, фотокурсы и мастер-классы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments